«На конец времени»

«На конец времени»

Перевернутый концерт в трех отделениях


_________________________

Концерт камерной музыки

Дирижер: Фёдор Безносиков

Ведущий: Ярослав Тимофеев


Продолжительность 3 часа (с двумя антрактами)


Рекомендовано зрителям старше 12 лет



Крещенский фестиваль в Новой Опере
19 – 29 января 2023



Крещенский фестиваль в Новой Опере
проходит при поддержке ПАО «СИБУР Холдинг»
 


 

В программе:

  • О. Мессиан. «Квартет на конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1940–1941)
  • А. Брукнер. Симфония №7, переложение для камерного оркестра:
    I и III части – Х. Эйслер, II часть – Э. Штайн, IV часть – К. Ранкл 
    (сочинение 1881–1883, переложение 1921)
  • Б.А. Циммерман. Stille und Umkehr («Тишина и возвращение»)
    для оркестра (1970)
  • Дж. Адамс. Струнный квартет №2 (2014)
     

Камерная музыка прозвучит в новом формате «Перевернутого концерта», который стартовал на прошлом фестивале и продолжит свое развитие в этом сезоне. И музыканты, и зрители располагаются на сцене, что создает совершенно уникальное ощущение звука. Слушатель находится внутри звуковой волны и в то же время окружен пустым резонирующим пространством зрительного зала.

Концерт озаглавлен «На конец времени» по названию квартета Оливье Мессиана – это сочинение откроет вечер. «Квартет на конец времени» был создан в невероятных условиях: во время Второй мировой войны композитор находился в плену в лагере Шталаг VIII-A (город Гёрлиц в Германии, сейчас – территория Польши). С ним были и другие музыканты – кларнетист, скрипач и виолончелист. Именно для этих инструментов, а также для фортепиано, на котором играл сам композитор, был сочинен квартет. Он прозвучал в лагере перед заключенными 15 января 1941 года. Это удивительный памятник и музыки, и истории XX века.

Ведущий концерта Ярослав Тимофеев: «Всё, что будет звучать в программе, можно назвать зимней музыкой. Конечно, подразумевается не только календарная зима, но и зима человеческой жизни. Это музыка, вдохновленная размышлениями о смерти. Адамс взял за основу последние, прощальные сонаты Бетховена. Брукнер писал Седьмую симфонию, сначала интуитивно, а затем и осознанно прощаясь со своим кумиром Вагнером. Мессиан вообще создавал квартет в исключительных условиях, в которых он не знал, будет ли жив завтра. Предсмертное сочинение Циммермана, ушедшего из жизни по своей воле, – это вслушивание в наступающую тишину.

Мне показалось, что название концерта “На конец времени”, которое родилось из заголовка мессиановского квартета, будет лучшим эпиграфом ко всему вечеру. Смысл этого названия мерцает разными гранями. Очевидно его значение, связанное с Апокалипсисом: сам Мессиан обращался к образу Страшного суда, он прекрасно знал Библию. Но можно вспомнить и гётевского Фауста, который хотел остановить мгновение по совсем иным причинам, и, конечно, хрестоматийную книгу Владимира Мартынова “Конец времени композиторов”. Поскольку в концерте прозвучат партитуры, созданные за последние полтора столетия, мы оглянемся на путь, пройденный музыкой и людьми, и поразмышляем о том, близок финал или время еще будет».

Дирижер – Фёдор Безносиков, молодой музыкант, преподаватель по классу скрипки в Московской консерватории, ассистент дирижера в Московском академическом Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

 

В программе и составе исполнителей возможны изменения.

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»