За секунду до...
В основе концепции хоровой оперы «Красное» («Сны погибших об Испании») Татьяны Шатковской – две картины: «Герника» Пабло Пикассо и «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Сальвадора Дали. Первая картина создана художником под впечатлением от ночной бомбардировки испанского городка Герника во время Гражданской войны 26 апреля 1937 года. Дали пишет обнаженную Галу, парящую над платформой в океане бессознательного в момент перед пробуждением, когда она еще во власти эротических снов. И это – тот самый момент «за секунду до», после которого наступит хаос Герники, – ночь, за которой не последует пробуждения. Именно поэтому ключевым лейтмотивом оперы становится тема сна – старинной испанской колыбельной A la nanita nana, которая в свою очередь является традиционной рождественской песней в честь младенца Иисуса. Таким образом в музыке снова переплетаются сон и явь, жизнь и смерть.
Татьяна Шатковская, композитор:
«Трагедия Герники потрясла меня до глубины души. Как композитору мне нужно было прочувствовать и передать тончайшую грань хрупкой красоты жизни и трагической неизбежности смерти. А сон – плод их связи, отражение их любви, подтверждение их единства».
Премьера «Красного» состоялась в 2017 году в Зеркальном фойе театра. Но теперь, когда постановка проходит на сцене Новой Оперы, это уже совсем иной спектакль. Другие декорации, другие мизансцены, дополненные постановочным освещением (художник по свету – Майя Шавдатуашвили) и тематическим видеорядом. Все это позволяет по-новому ощутить уже знакомый спектакль и его музыку. «Красное» – заключительная часть триптиха-исследования иных людей, созданного режиссером Алексеем Вэйро, хормейстером Юлией Сенюковой и художником Этель Иошпой.