Опера в двух действиях
Дирижер-постановщик: Ян Латам-Кёниг
Дирижер: Валерий Крицков
Режиссер: Игорь Ушаков
Сценография: Тимофей Ермолин
Художник по костюмам (хор): Светлана Грищенкова
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Продолжительность 2 часа 30 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 7 июня 2019
Рекомендовано зрителям старше 16 лет
Снят с репертуара в 2023
Новая Опера представляет оперу Константина Боярского «Пушкин». Мировая премьера оперы в концертном исполнении прошла 4 февраля 2017 года в рамках Крещенского фестиваля в Новой Опере, мировая премьера сценической версии Игоря Ушакова – 11 и 12 июля 2018 года в Grange Park Opera (Великобритания).
Опера повествует о драматических страницах жизни А.С. Пушкина и его смерти. Это история двух могущественных личностей – национального поэта России и российского императора Николая I. Их отношения начинаются с взаимного восхищения и обоюдной зависимости.
Создатели оперы глубоко связаны с русской культурой. Композитор Константин Боярский родился и провел детство в Москве, учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени
П.И. Чайковского. На его счету как композитора ряд инструментальных произведений и аранжировок, два балета («Шпалы», «Дети войны»),опера «Пушкин», а также камерная музыка. К. Боярский – ведущий альтист оркестра Королевской оперы Ковент-Гарден. Автор оригинального английского либретто Марита Филлипс – прапраправнучка трех главных персонажей оперы: Александра Пушкина, его жены Натальи и императора Николая I. В 1999 году она возглавляла Британский комитет по случаю празднования 200-летия Пушкина, в рамках которого в Великобритании было проведено более двухсот мероприятий.
Марита – автор детской книги «Продавец мечты», текстов песен, сценария мюзикла.
Создатели оперы «Пушкин» о работе над произведением
Марита Филлипс, автор либретто:
Работа над оперой стала для меня личным открытием. В течение многих лет я читала о Пушкине и размышляла о его жизненном пути, представляя себе, что когда-нибудь я напишу о нем пьесу. Я пришла к убеждению, что смерть поэта была не просто трагическим случаем или недоразумением – скорее, это было стремление к смерти. Николай I не был злобным диктатором. Наталья Гончарова не была лишь ветреной красавицей. «Общество» того времени было ничуть не хуже нынешних бездумных обитателей социальных сетей. Но из-за целого ряда событий, решений, действующих лиц и обстоятельств Пушкин оказался в ситуации, когда жизнь стала для него нестерпимой. Эта ситуация сложилась в его душе, она не позволяла ему писать. А художник, лишенный возможности выразить себя, – как человек, лишенный жизни…
Константин Боярский, композитор:
Пушкин – мой любимый поэт, и все, что связано с его творчеством, всегда было и будет для меня свято и очень близко. Возможно, кто-нибудь удивится лиричности тонального плана оперы, а порой и вовсе романтичности стиля. Я не старался создать суперсовременное произведение или поразить оригинальными созвучиями и эффектами; я писал, думая и представляя исключительно персонажей, их переживания и бытие. Прочитав либретто, я был поражен красотой и музыкальностью языка. Я согласился с идеей Мариты сделать все диалоги на английском, а цитаты из стихотворений Пушкина оставить на русском языке.
Игорь Ушаков, режиссер:
Появление оперы «Пушкин» – это важное событие, это возможность взглянуть на жизнь поэта под другим углом. Для нас очень важно было рассказать о каждом из исторических персонажей более
правдоподобно – как эти герои вели себя и какую роль сыграли в последние десять лет жизни Пушкина, кто поддерживал поэта, а кто его предал. Каждый из героев оперы наделен своим отношением к Пушкину. Царь использовал поэта в своих интересах и пытался удержать его под своим бдительным оком, поэтому стал его покровителем и личным цензором. Александра наделена чутким отношением к гению Пушкина, она принимает и понимает его творчество. Наталья любит его и вверяет ему свою судьбу. Для нас важно, чтобы каждый персонаж нес определенную смысловую нагрузку, чтобы каждый артист понимал, какую историческую личность он играет и что происходит в рамках всей оперы, как герои изменяются, как изменяется Пушкин и как он отдаляется от всех.
Подробнее о постановке – в газете «Вешалка»,
июнь-июль 2019
В составе исполнителей возможны изменения
Пресса
Одним из гостей премьеры был композитор Александр Журбин.
«Честно говоря, это первая современная опера, которую я могу слушать. От остальных я обычно умирал, – пошутил он в беседе с корреспондентом ТАСС. – Она написана в канонах классических опер XIX века. И написана очень хорошо».ТАСС,
8 июня 2019
Это настоящая опера, построенная на принципах симфонического развития, насыщенная прекрасным мелодизмом и яркими, запоминающимися темами. Там, где нужно, есть опора на бытовой жанр, соответствующий эпохе и сюжету, — полонез, вальс, цыганская песня.
Екатерина Кретова,
«Московский комсомолец»
9 июня 2019
Опера «Пушкин» не только меня, но, судя по реакции публики, захватила и большинство присутствующих. Почти концертное исполнение оперы, скромные декорации переносили нас из квартиры Пушкина во дворец, на место дуэли, вот уж действительно Черная речка... Все это усиливало впечатления. Трудно выделить кого-либо из певцов, это был слаженный ансамбль актеров известного оперного театра.
Людмила Инькова,
«На русских просторах», №3
2019
Русская тема лучше всего могла быть раскрыта русским композитором, при этом владеющим отличным английским, чтобы хорошо понимать либретто. Реализации постановки содействовали обе стороны.
Лариса Каневская,
«Мнение»
10 июня 2019