П.И. Чайковский

«Иоланта»

«Иоланта»

Лирическая опера в одном действии


Дирижер: Евгений Самойлов

Режиссер: Геннадий Шапошников

Сценография и костюмы: Виктор Герасименко

Хормейстер: Андрей Лазарев


Продолжительность 1 час 30 минут (без антракта)


Премьера состоялась 30 января 2010

Рекомендовано зрителям старше 6 лет


Снят с репертуара в 2013

«Иоланта» (1891) — последняя опера Петра Ильича Чайковского, написанная им за год до смерти. По праву считается самой светлой оперой композитора.

Истории о слепой девушке Иоланте, не знаю­щей о своем недуге, одновременно и волшебная сказка, и романтическая повесть. Ей хорошо в уединении с отцом. Но тихое семейное спокойствие нарушает появление молодого незнакомца. Он хочет рассказать Иоланте о ее слепоте и правду об окружаю­щем мире, но за это ему грозит казнь. Только любовь Иоланты поможет спасти его от гибели, а ей обрести чудесное исцеление.

Сценография спектакля решена на контрастах и символична. Звездное небо, шары-планеты, черно-белый мир Иоланты противопоставлены яркой, цветной и веселой реальности, которую от дочери скрывает отец. В счастливом финале эти два мира, конечно же, объединятся.

Музыка оперы светлая и лирическая и наполнена потрясаю­ще красивыми запоминаю­щимися мелодия­ми. А кто не знает первую строфу арии Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей?»! Эта ария — неизменный шлягер в концертном репертуа­ре баритонов.

Необычным персонажем является мавританский врач, таинственная и мистическая личность Эбн-Хакиа. В нем что-то есть от звездочета, от прорицателя, оракула. Его плащ расшит лампочками-огоньками, в руках — шар, который, как по волшебству, загорается лишь от прикосновения. Он призван королем Рене для того, чтобы исцелить Иоланту от слепоты, но истинным целителем оказывается Любовь.

В спектакле немало интересных сценических эффектов, ведь такую благородную и добрую историю важно рассказать красиво.

Иоланта — Ксения Волкова. Фото — Александр СтернинИоланта — Татьяна Печникова, Водемон — Хачатур Бадалян, Король Рене — Сергей Артамонов. Фото — Александр СтернинЭбн-Хакиа — Андрей Бреус. Фото — Александр СтернинЗаключительная сцена оперы. Фото — Александр Стернин

Пресса

Шапошников доказал: <...> В наше время можно с увлечением поставить красивую и добрую историю — и при этом не казаться ни старомодным, ни напыщенным. Это главная удача спектакля.

«Новые известия»
1 февраля 2010 г.

Действие спектакля вполне оправданно происходит на двухуровневых декорациях: верхний уровень, где обитает Иоланта, декорирован белым, нижний уровень состоит из черных металлических панелей. Контраст между слепым царством Иоланты и зрячим миром еще больше подчеркивают костюмы — белые в окружении Иоланты и по-карнавальному яркие у остальных обитателей замка.

...Новую «Иоланту» определенно стоит посмотреть, эта постановка, безусловно, лучше, чем две или три версии, существующие сейчас в Москве.

Раймонд Штульц, «The Moscow Times»
15.02.2010 г.

Работа Шапошникова и Герасименко — тот удачный случай, когда авторам удалось избежать чрезмерной меланхолии и наивности и, с другой стороны, не перегрузить идею надуманными смыслами: они сохранили чувственность, не упустили сказочный ореол и остались верны лозунгу Чайковского, который словно взял реванш за прошлые свои сюжеты и — пусть и в сказке — соединил наконец влюбленных.

Марина Гайкович, «Независимая газета»
02.02.2010 г.

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»