Лирическая опера в одном действии
Дирижер: Евгений Самойлов
Режиссер: Геннадий Шапошников
Сценография и костюмы: Виктор Герасименко
Хормейстер: Андрей Лазарев
Продолжительность 1 час 30 минут (без антракта)
Премьера состоялась 30 января 2010
Рекомендовано зрителям старше 6 лет
Снят с репертуара в 2013
«Иоланта» (1891) — последняя опера Петра Ильича Чайковского, написанная им за год до смерти. По праву считается самой светлой оперой композитора.
Истории о слепой девушке Иоланте, не знающей о своем недуге, одновременно и волшебная сказка, и романтическая повесть. Ей хорошо в уединении с отцом. Но тихое семейное спокойствие нарушает появление молодого незнакомца. Он хочет рассказать Иоланте о ее слепоте и правду об окружающем мире, но за это ему грозит казнь. Только любовь Иоланты поможет спасти его от гибели, а ей обрести чудесное исцеление.
Сценография спектакля решена на контрастах и символична. Звездное небо, шары-планеты, черно-белый мир Иоланты противопоставлены яркой, цветной и веселой реальности, которую от дочери скрывает отец. В счастливом финале эти два мира, конечно же, объединятся.
Музыка оперы светлая и лирическая и наполнена потрясающе красивыми запоминающимися мелодиями. А кто не знает первую строфу арии Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей?»! Эта ария — неизменный шлягер в концертном репертуаре баритонов.
Необычным персонажем является мавританский врач, таинственная и мистическая личность Эбн-Хакиа. В нем что-то есть от звездочета, от прорицателя, оракула. Его плащ расшит лампочками-огоньками, в руках — шар, который, как по волшебству, загорается лишь от прикосновения. Он призван королем Рене для того, чтобы исцелить Иоланту от слепоты, но истинным целителем оказывается Любовь.
В спектакле немало интересных сценических эффектов, ведь такую благородную и добрую историю важно рассказать красиво.
Пресса
Шапошников доказал: <...> В наше время можно с увлечением поставить красивую и добрую историю — и при этом не казаться ни старомодным, ни напыщенным. Это главная удача спектакля.
«Новые известия»
1 февраля 2010 г.
Действие спектакля вполне оправданно происходит на двухуровневых декорациях: верхний уровень, где обитает Иоланта, декорирован белым, нижний уровень состоит из черных металлических панелей. Контраст между слепым царством Иоланты и зрячим миром еще больше подчеркивают костюмы — белые в окружении Иоланты и по-карнавальному яркие у остальных обитателей замка.
...Новую «Иоланту» определенно стоит посмотреть, эта постановка, безусловно, лучше, чем две или три версии, существующие сейчас в Москве.
Раймонд Штульц, «The Moscow Times»
15.02.2010 г.
Работа Шапошникова и Герасименко — тот удачный случай, когда авторам удалось избежать чрезмерной меланхолии и наивности и, с другой стороны, не перегрузить идею надуманными смыслами: они сохранили чувственность, не упустили сказочный ореол и остались верны лозунгу Чайковского, который словно взял реванш за прошлые свои сюжеты и — пусть и в сказке — соединил наконец влюбленных.
Марина Гайкович, «Независимая газета»
02.02.2010 г.