КоOPERAция ART&SCIENCE. KIDS

КоOPERAция ART&SCIENCE. KIDS

Спектакли Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция»: Art&Science


Рекомендовано зрителям старше 6 лет


30 октября 2021 в 18:15 – беседа перед спектаклем

 

8 камерных опер для детей и подростков: отраженные в искусстве детские проблемы ближе, чем кажутся

Этот проект «КоOPERAции» – Лаборатория оперной драматургии – посвящен музыкальному театру для детей и подростков.

Участниками «КоOPERAции – Дети» стали молодые профессиональные композиторы и подростки от 13 до 17 лет, отобранные по результатам открытого опен-колла. По окончании насыщенной образовательной программы, во время которой подростки знакомились с музыкальным театром: изучали сценические пространства и основы драматургии, встречались с театральными экспертами, журналистами и театральными критиками, с некоторыми из которых схлестнулись в настоящем оперном баттле, участвовали в мастер-классах команды Playtronica, ездили на экскурсию в Сколковский институт науки и технологий, – восемь команд (композитор и драматург) разработали и реализовали идеи камерных опер для детей и подростков, премьеры которых будут показаны на сцене Новой Оперы.

Подростки в тандеме с талантливыми композиторами языком современной оперы расскажут о том, что важно, нужно, интересно, больно, смешно и ценно именно им. Озвучат универсальные и актуальные проблемы, волнующие нынешних детей. Покажут, каким видят театр будущего, в который бы пришли сами и привели друзей и родителей. Театр, который дает слово юному поколению, потому что им важно высказаться и быть услышанными, а взрослым – понять и принять своих детей.

Концепции опер получились самыми разными по жанрам и стилям: аниме-опера, психологическая драма, симфорок, темное фэнтези... При этом импульсом к созданию либретто каждой из них послужила общая тема «КоOPERAции-2021» – Art&Science – поиск точек соприкосновения и продуктивного взаимодействия науки и искусства.

В операх, придуманных юными драматургами затрагиваются темы, важные и актуальные для самих подростков: поиск себя, самоопределение, взаимоотношения с родителями, сверстниками и миром, выстраивание настоящих, прочных связей, когда все вокруг «на связи», существование в информационном хаосе и преодоление внутренних штормов – комплексов, страхов, эмоциональных качелей, максимализма, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый подросток, даже самый уравновешенный и благополучный.

Показ пройдет в рамках фестиваля современного искусства «Территория.Kids».

 

«История одной девочки или история трех?»
Драма-фэнтези о героине с раздвоением или даже «растроением» личности и попытке принятия себя целиком

Драматург Марьяна Леухина
Композитор Мария Аникеева

Люба – Мария Симакова
Мариетта – Надежда Бенделик
Мария-Луиза – Полина Андреева

Действие оперы происходит в сознании главной героини. Ее субличности на протяжении спектакля решают свои вопросы и вступают в конфликты. Сюжет раскрывает сложности принятия себя и согласия между несколькими субличностями через историю о трех девушках – Любе, Мариэтте и Марии-Луизе, в которой злая личность Мария-Луиза заключает Любу в тюрьму, а добрая Мариэтта пытается ее вызволить. Через сюжетные перипетии Люба понимает, что все происходящее вокруг – ее внутренний мир, и находит в себе силы им управлять.

Звуковая технология, представленная в опере, будет символизировать сложные взаимоотношения героинь.

 

«Связи нет»
Драма о потере связи между отцом и сыном

Драматург Тина Тоидзе
Композитор Лидия-Мария Кошевая

Веня – Константин Самойлов
Папа – Илья Варанкин
Светлячки – студенты Part Academy

Отец-карьерист и сын-школьник, у которых и без того сложные отношения, отправляются в лес выполнять домашнее задание по географии. Отсутствие мобильной связи и замкнутость лесного пространства сталкивают героев еще сильнее. Выполнение задания превращается в игру на выживание. Отцу и сыну предстоит понять, что недопонимание и невнимательность друг к другу могут стоить одному из них жизни.

Звуковая инсталляция, иллюстрирующая появление светлячков – персонажей оперы, подчеркивает моменты наибольшей гармонии между главными героями.

 

«ПРОсчет»
Драма, антиутопия, фэнтези об отличиях и о том, как найти друзей в обществе, которое тебя не понимает

Драматурги: Анастасия Лабутина и Вероника Чижевская
Композитор Александр Марголин
Аранжировщик Степан Игнатьев

Ноль – Иван Дерендяев
Королева – Анна Половинкина
Король – Юрий Гончаров
Десятка – Надежда Мейер
Цифры – перформеры и студенты Part Academy

Опера о Нуле, который родился между двух цифровых королевств, поделивших мир на «четное» и «нечетное», но герой не вписывается ни в одно, ни в другое. Он подвергается травле, потому что иной и не похож на остальных. Он нежеланный гость в этом четко разделенном мире. По мнению создателей оперы, эта тема сейчас актуальна как никогда. Общество не всегда готово принимать Иного, непохожего на других.

Музыкальный жанр оперы авторы определили как симфорок. Технология оперы связана со смешением разных жидкостей. Этот эксперимент транслируется на видеопроекции. Музыка возникает вследствие того, что разные жидкости попадают на пробирку, за счет чего смешиваются различные музыкальные фактуры и разные музыкальные жанры.

 

«Вернуться в снежный май»
Аниме-опера о принятии себя

Драматург Василиса Овчинникова
Композитор Елена Вайнберг

Учительница, Мама, Химия – Анна Холмовская
Папа, Басё – Игорь Витковский
Саша – Мария Симакова
Паша – Вадим Прудников
Фантазии девочки Саши – танцовщики «Tout le corps/Всем телом»
Ученики – студенты Part Academy

Девочка Саша должна сдавать контрольную по химии, но все ее мысли занимают взаимоотношения со взрослыми, которые не могут принять Сашины школьные «хвосты». Саше предстоит пройти через внутренний конфликт, где сторону антагониста принимает Химия, которая аккумулирует мнения окружающих взрослых.

Задействованная в опере интерактивная технология в течение спектакля будет менять свое назначение: то это «хвост» героини, то клетка, в которой она себя ощущает, то лес, в котором потом оказывается.

 

«Риччи Львиное Сердце, или Львы клоуна»
Драма о том, как побороть страхи и подружиться с языком своего тела

Драматург София Самсонова
Композитор Вячеслав Жуков

Клоун Риччи – Илья Варанкин
Директор цирка – Анна Холмовская
Грей – Вадим Прудников
Девочка – Мария Симакова
Артисты цирка – студенты Part Academy

В результате трагической ошибки на клоуна в цирке нападают львы. Он остается без руки, его увольняют из цирка, жизнь идет под откос. Внезапно у клоуна появляется друг, который предлагает ему принять участие в главном шоу страны – конкурсе «Месье клоун» – и в каком-то ином качестве предстать перед миром. Но и здесь герой сталкивается со сложностями и своими страхами. Справится ли он с ними? Найдет ли новый смысл своей жизни и примет ли себя?

Зритель будет подключаться к внутреннему миру главного героя через специальную систему, которая производит звук при прикосновении к его протезу. Например, когда с его рукой соприкасается девочка или его соперник, то мы слышим разные фактуры. Это будет служить аккомпанементом вокальному исполнению.

 

«Второй шанс»
Драма-фэнтези о том, что каждый человек может измениться

Драматурги: Фёдор Глинкин и Михаил Саулко
Композитор Анна Шатковская

Хозяйка особняка – Анна Половинкина
Мама – Анна Холмовская
Боб – Иван Бабич
Врачи и работники завода – студенты Part Academy

Действие развивается в двух реальностях одновременно. При ограблении дома грабителя ранят, и он впадает в кому. Пока врачи пытаются его спасти, а его мать-химик – изобрести сыворотку, с главным героем в пространстве и времени комы происходят другие события – взрыв на атомной электростанции и сражение с монстром, олицетворяющим его грехи и поступки, которые он хотел бы исправить. Когда ты дошел до предела и даже переступил черту, возможен ли второй шанс и поможет ли он исправить то, что, казалось бы, необратимо испорчено.

Задействованная в опере технология будет создавать звуковое оформление в моменты сюжетного соединения двух реальностей – мира, рожденного состоянием комы, и действительности, в которой героя пытаются спасти.

 

«Падшие острова»
Темное фэнтези о герое, который отказывается от своего дара и от своего магического будущего ради блага человечества

Драматург Дмитрий Белов
Композитор Екатерина Степпе

Кхарт – Даниил Шапошник
Сарт – Игорь Витковский
Синукий – Анна Холмовская
Чиновник-советник – Павел Рокотов
Студенты академии магии – танцовщики «Tout le corps/Всем телом» и студенты Part Academy

Главный герой – ученик колледжа магии. Во время учебы он сталкивается с разными проблемами, но самая сложная из них – необходимость сделать собственный выбор, попытка поставить на весы свой дар и любовь к таинственному магическому миру и понять, что же нужно самому миру и во благо ли использование магии. Кто я? Как измениться, не изменив себе?

В процессе передвижения по сцене артист нажимает на определенные точки, замыкая цепь и производя тем самым новые звуки. Используемая музыкальная технология – некий магический круг, руна, разные части которой запрограммированы под взаимодействие с артистом – дает зрителю понять, нормально ли протекает магический ритуал, совершаемый героем.

 

«Иглы»
Драма о преображении героев с разными характерами в процессе совместной работы

Драматург Лидия Носырева
Композитор Елизавета Згирская

Кайя – Надежда Мейер
Лёша – Константин Самойлов
Учитель – Игорь Витковский
Ученики – студенты Part Academy

Мальчик Лёша, замкнутый, неуверенный в себе, и девочка Кайя, бойкая, постоянно задирающая Лёшу, должны вместе сделать проект по биологии – макет дикобраза. Дикобраз становится символом преображения главных героев. У обоих героев появляется шанс измениться самому и помочь измениться тому, кто рядом. История преодоления и трансформации всегда актуальна и особенно остро стоит в подростковом возрасте. Но проще измениться, когда у тебя есть товарищ, который тебе в этом поможет и пройдет с тобой этот непростой путь.

Расставленные на сцене иглы с помощью передаваемого через них звука с разными высотами станут предметной и звуковой метафорой трансформации героев.

 

Лаборатория проходит на базе Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова в партнерстве с Образовательным кластером Новой Оперы (ОКНО) при участии Сколковского института науки и технологий и Культурного центра ЗИЛ. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Союза композиторов России.

Подписаться на нашу рассылку

Контакты

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова»